 
                    | Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН Давыдов В.Н., кандидат социологических наук, PhD, заместитель директора по научной работе МАЭ РАН | 
Долганы. Материальная культура
В материальной культуре долган можно проследить различные этнические влияния (Гурвич 1982: 195). Она формировалась именно в процессе этнического взаимодействия, в рамках которого долганы осваивали используемые соседними группами техники и технологии изготовления вещей.
Вещи кочевников представляли собой набор, необходимый для жизни в условиях Арктики, который был призван обеспечить человека теплом, должен был быть эффективным в ремонте материальных объектов, охоте, оленеводстве обладал высокой транспортабельностью и отличался «полифункциональностью» (Головнёв и др. 2018: 342).
Тундра могла обеспечить достаточно разнообразную диету перемещающимся по ней кочевникам-долганам. Восполнение ресурса обеспечивалось за счет изменения маршрутов кочеваний, позволяя не создавать сильной нагрузки на местные природные ресурсы и сохранить пастбища (Давыдов, Беляева-Сачук 2020: 113).
Долганская кухня включает большое количество блюд из оленины, зайца, рыбы, рыбной икры, мяса водоплавающих птиц, ягод и других продуктов (Барболина 2002).
|   Фото В. Н. Давыдова, 2021 |   Фото В. Н. Давыдова. 2016 | 
Мясо и рыбу употребляли в пищу в сыром, вареном и вяленом виде (Попов 1958: 52). Местные жители стремятся поддержать пищевую автономность. Важную роль здесь играют мясо и рыба – основные ингредиенты традиционной диеты.Они позволяют охотникам и рыболовам добывать пропитание в ситуациях с перебоями снабжения и не зависеть от расписания поставок
 Разделка рыбы. п. Жданиха.
  Разделка рыбы. п. Жданиха.
  Кухонная утварь долган приспособлена к местному питанию и техникам его приготовления, поэтому представлена различными медными котлами для варки, которые хоть и были покупными, но довольно-таки рано появились в обиходе кочевников, а также деревянными тарелками, блюдами, мисочками разного размера и глубины, которые изготавливались собственноручно. Широкое распространение среди долган получила утварь из дерева, для изготовления которой применялись строгание и долбление. Важную роль играла и сопутствующая приготовлению или подачи пищи утварь – различные крюки для подвешивания, столовые приборы (ложки, вилки, поварешки), кухонные инструменты (сковородники, сосуды для хранения жира) и прочие (Давыдов, Беляева-Сачук 2020: 112).
Промысловая одежда долган имеет сходства с эвенкийской. Зимой долганы широко использовали сукуи ( сакуи ) – глухую меховую одежду с капюшоном, вероятно заимствованную у самодийцев (Гурвич 1982: 195). Женщины носили шубы якутского покроя. Для шитья одежды долганы использовали различные части шкуры оленя, волка, шкурки песца, ровдугу (замша из оленьей кожи), ткани. Нередко эти материалы сочетались в одном предмете, что можно считать характерной особенностью долганской одежды (Фёдорова 2020: 126). В настоящее время у долган сохраняются некоторые элементы промыслового костюма. Кроме того, традиционная одежда долган сейчас, как и у многих других народов, функционирует в качестве праздничной.
 Девушка в национальном костюме. п. Сындасско.
  Девушка в национальном костюме. п. Сындасско.
  Причем так же, как и у всех, на первое место выходит декор. Украшения становятся все богаче и занимают все больше места. Яркий пример - мужская парка с бисерным нагрудником, которая стала своего рода символом долганской культуры (Гурвич 1982: 135).
Сейчас в поселках западной части Таймыра среди долган практически не используется традиционная меховая одежда и обувь. Рыбаки и охотники носят в основном одежду, купленную в магазинах, а также спецодежду, выдаваемую рабочим на предприятиях. На снегоходах многие ездят в спецодежде предприятий «Норникель», «Алмазы Анабара». Многие местные жители в качестве зимней обуви стали использовать легкие пластиковые сапоги. Также в зимнее время используются валенки. Традиционная меховая одежда и обувь продолжают использоваться оленеводами и охотниками Восточного Таймыра.
Основным используемым долганами типом жилья был эвенкийский чум.
 Чум на этностойбище Такер. Семейно-род. община Хаски-Тыал. п. Волочанка.
  Чум на этностойбище Такер. Семейно-род. община Хаски-Тыал. п. Волочанка.
  Он покрывался кусками ровдуги летом и шкурами в зимнее время. Долганы использовали также голомо , якутские балаганы, русские избы и балки (домики на полозьях), заимствованные в XIX в. у русских купцов (Гурвич 1982: 195). Материалами для изготовления остова балка служили дерево (лиственница, ель, сосна), оленьи шкуры и ткань (часто – тиковое полотно), а его размеры варьировали в зависимости от назначения (Дьяченко 2005a: 239). Сейчас оленеводы и охотники продолжают использовать мобильные жилища – палатки на полозьях (летом) и утепленные шкурами балки (зимой).
 Во время аргиша. Перемещение палатки на полозьях
  Во время аргиша. Перемещение палатки на полозьях
  На изготовление покрытия балка обычно уходит от двух до трех недель (Дьяченко 2005б: 104). Многие долганы-промысловики также используют балки. Существует особая этика их использования. В случае необходимости, чужой может воспользоваться балком в экстренной ситуации (например, если сломался снегоход, наступила пурга, закончились продукты и т.д.), но должен оставить все в целости, порядке и сохранности.
На Таймыре наблюдается существенный дефицит инфраструктуры. До сих пор как в самих поселках, так и за их пределами используются постройки советского периода, сильно нуждающиеся в ремонте. В советское время в поселках строились типовые дома на несколько квартир. Пространство осваивается коренными жителями через интенсивное использование точек в тундре, а также поселковой инфраструктуры. Используется как инфраструктура поселка, так и набор окружающих его баз, где временно пребывают охотники, оленеводы и рыболовы. Актуальной в таймырских поселках остается проблема ветхого жилья. Многие старые дома малопригодны для проживания. В последние годы в поселках для семей тундровиков стали возводить новые каркасные дома по новым технологиям.
Оленеводство долган имело ярко выраженную транспортную направленность (Дьяченко 2005а: 192). Если летом оленеводы передвигались на оленях верхом и только свои лодки-ветки возили на специальных двух-или трехкопыльных нартах, то зимой они ездили на нартах, используя верхового оленя лишь во время охоты на диких оленей (Дьяченко 2005а: 196). Долганы-кочевники пользовались ездовыми и грузовыми ( ньыкча сырга ) нартами. Ездовые нарты были нескольких типов: быа сырга – женские нарты, турку – нарты, используемые в поездках на охоту и рыбалку, имевшие три-четыре пары копыльев высотой до 50 см, и высокие летние нарты ханкы с пятью-шестью парами косых копыльев.
Сейчас долганские охотники и оленеводы активно используют снегоходы, квадроциклы, моторные лодки.
|   Фото В. Н. Давыдова, 2021 |   Фото В. Н. Давыдова. 2021 | 
С появлением новых средств передвижения многие виды охоты стали осуществляться с помощью техники. Местные жители пользуются разными типами снегоходов. В поселках используются как «Бураны» российского производства, так и иностранные модели снегоходов «Yamaha», «Arctic cat», «Polaris». В отличие от жителей востока Таймыра, которые используют российские «Бураны» круглогодично, в западной части в летнее время снегоходы не эксплуатируются. Летом используется в основном водный транспорт — моторные лодки, а также квадроциклы.
Местными жителями используется новый тип грузовых саней, изготавливаемый из черных полипропиленовых труб, металлических болтов и листа фанеры.
 Погрузка продовольствия для магазина п. Усть-Авама на грузовые нарты. П. Волочанка.
  Погрузка продовольствия для магазина п. Усть-Авама на грузовые нарты. П. Волочанка.
  Они обладают более высокой износоустойчивостью по сравнению с деревянными нартами. Грузовые сани изготавливают разного размера и позволяют перевезти до тонны груза. Груз к нартам раньше привязывали веревками и ремнями. Сейчас для привязывания используется в основном нарезанная резина от автомобильных камер. По воде в теплое время года перемещаются на лодках казанках. Они также используются для маятниковых поездок в соседние населенные пункты.
Для ориентирования во время перемещений многие местные жители начали пользоваться GPS-навигаторами или программами навигации на смартфонах. Важнейшим навыком снегоходных перемещений считается умение ориентироваться по застругам (Васильева 2021). Для этого нужно хорошо знать местную розу ветров.
Библиография:
  
    Барболина А.А. Из оленины, птицы, рыбы//Северные просторы. 2002. No 1–2. С. 74–75.
    
    Васильева В.В. Трансформации практик мобильности и восполнение инфраструктурного дефицита у долган таймыро-якутского приграничья // Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. СПб. 2021.
    
    Головнёв А.В., Куканов Д.А., Перевалова Е.В. Арктика: атлас кочевых технологий. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 5, 342.
    
    Гурвич И.С. Северные якуты и долганы // Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982. С. 180-197.
    
    Давыдов В.Н., Беляева-¬Сачук В.А. Кухонная утварь кочевника // Охотники-оленеводы Хатанги и Анабара. Коллекция П.В. Слепцова в собрании МАЭ РАН /отв. ред. В.Н. Давыдов, Н. П. Копанева, СПб.: МАЭ РАН, 2020. С. 112-125
    
    Дьяченко В.И. Охотники высоких широт: долганы и северные якуты. СПб.: Европейский дом, 2005a. 272 с.
    
    Дьяченко В.И. Попигайские долганы: последние кочевники высоких широт // Сибирь на рубеже тысячелетий: традиционная культура в контексте современных экономических, социальных и этнических процессов / Отв. ред. Л.Р. Павлинская, Е.Г. Федорова. СПб.: Европейский дом, 2005б. С. 92-108.
    
    Попов А.А. Коллекции по материальной культуре долганов в Музее антропологии и этнографии // Сборник Музея антропологии и этнографии, т. XVIII. М.- Л., 1958, С. 5-121.
    
    Фёдорова Е.Г. Одежда: материал, покрой, украшения // Охотники-оленеводы Хатанги и Анабара. Коллекция П.В. Слепцова в собрании МАЭ РАН /отв. ред. В.Н. Давыдов, Н. П. Копанева, СПб.: МАЭ РАН, 2020. С. 125-180.
  
-->